Інтерв’ю Голови профспілки “Захист праці” Олега Верника порталу “Діалоги”

Щойно вийшло нове актуальне інтерв’ю Голови Всеукраїнської незалежної профспілки “Захист праці” Олега Верника інтернет-порталу “Діалоги“. В цьому інтерв’ю Олег Верник окреслює ключові підходи незалежних профспілок України до аналізу ситуації в країні в умовах війни на її сході. підкреслюється думка, що обидві сторони конфлікту намагаються перекласти її основний тягар на плечі трудящих мас.
Олег Верник наполягає на формуванні широкого фронту трудящих Донбаса та всієї України задля захисту своїх економічних та трудових прав, задля врятування України від сваволі сучасного олігархічного капіталізму.

Далі – мовою оригіналу.

Олег Верник - Захист праці

Олег Верник – Голова незалежної профспілки “Захист Праці”

Кому в Украине нужна эта война? Кто её инвесторы? Кто заинтересован в её продолжении?

Тут с моей точки зрения, надо, прежде всего, проанализировать интересы ключевых элит, которые, так или иначе, задействованы в этой войне. Судя по всему, на данный момент уже ни одна из них не заинтересована в продолжении собственно горячей стадии конфликта. Война стала обходиться очень дорого, а поскольку у нас в Украине к горнилу государственной власти пришёл хоть и новый сектор, но все того же крупного олигархического капитала, то продолжение горячей стадии войны не в его интересах, и зависящего от него чиновничества.

Российские, и напрямую зависящие от них региональные бизнес-элиты, т.н. «ДНР/ЛНР» также не заинтересованы в продолжении войны, потому что количество расходов на поддержание ее горячей фазы уже превышает все мыслимые и немыслимые границы. Безусловно, они сейчас заинтересованы в том, чтобы как-то заморозить этот конфликт. Уже в течении нескольких месяцев они преодолевают довольно сильное сопротивление со стороны т.н. «полевых командиров ополчения», которые составляют основу «партии войны» на Донбассе.

Обе стороны военных действий пытаются в значительной степени переложить расходы на войну на плечи трудящихся. И пока им это вполне успешно удается, поскольку люди по обе стороны фронта одурманены милитаристской пропагандой. Наши телеканалы уже вполне успешно и профессионально на этом поприще состязаются с лучшими образчиками путинской пропаганды. Но главное в другом. Повторюсь, что, во многом, невосполнимые потери начали нести не только народы двух стран, но и олигархи, а это и есть самая важная причина начала мирных переговоров.

Я сейчас даю интервью, а на самом-то деле, война идёт полным ходом. Несколько моих друзей и товарищей, в том числе и из Всеукраинского независимого профсоюза «Захист праці», сейчас находятся в зоне АТО. И они мне регулярно сообщают, что там на самом деле происходит. Пока под внешней оболочкой перемирия кроются совершенно различные по своей сути вещи. С одной стороны, по ТВ показывают инспекторов ОБСЕ, говорят о мире, об отводе вооружённых сил. С другой стороны, ожесточённость боёв пока не уменьшается, стороны продолжают обстреливать друг друга, по-разному толкуют те или иные положения Минского соглашения. Просто в силу вступили некие факторы очень сложной политики, которых бойцы по обе линии фронта или их «полевые командиры» просто не понимают или искренне не хотят понимать.

Война приносит, помимо человеческих жертв, и ощутимые экономические, и гуманитарные потери. В какую сторону сейчас меняется наш социально-экономический климат?

Война – это ужасное бедствие и, прежде всего, от войны страдают простые люди. В Украине уже возникли очень сложные социальные и демографические проблемы. Сотни тысяч беженцев из Донбасса, практически не имеют средств к существованию. ОБСЕ и Евросоюз жестко требуют в этой ситуации от Украины соблюдения всех общеевропейских требований по защите прав внутренних беженцев.

И это очень серьёзная проблема, так как бюджет Украины на 2014 год был перекроен в сторону максимальных затрат на нужды Министерства обороны и сориентирован на войну. А вот социальная сфера была максимально урезана. И этот формат бюджета, и его идеология очень сильно усложняют ситуацию, потому что эти 400 тысяч внутренних беженцев, согласно требованиям институций Евросоюза, должны в обязательном порядке получать социальную помощь и социальные выплаты. А также должны быть предусмотрены хоть какие-то компенсации, пусть даже и не в полном объёме, для людей, которые потеряли в ходе военных действий свою недвижимость, транспорт.

Увы, но пока наше государство еще не начало действовать в этом направлении. В частности, в Киеве внутренние беженцы имеют огромные проблемы даже с поиском временного жилья. О бесплатном жилье многим из них остается только мечтать. Самоотверженная работа волонтеров не в силах заменить государственные органы. Беженцы зачастую апеллируют к органам местного самоуправления, но ответ везде один – нет еще соответствующей нормативной базы Кабинета министров по оказанию вам помощи. То есть средства на это вроде бы где-то есть, где-то отложены, но вот уже который месяц люди находятся в катастрофическом положении…

Есть ли точки примирения общего будущего у конфликтующих сторон? Возможны ли в будущем смягчение отношений между ними? Кто мог бы стать «акционером мира»?

Я, как лидер профессионального объединения трудящихся, безусловно, понимаю одно, что социальные проблемы объединяют людей, как у «нас», так и у «них». Люди, которые оказались на территории т.н. «ДНР/ЛНР» имеют абсолютно такие же социальные проблемы, как и другие граждане Украины. Структура капиталистического доминирования у «нас» и у «них» абсолютно одинаковая. Люди находятся абсолютно в одинаковом бесправном положении. И именно это, на мой взгляд, формирует прочную основу их единства в борьбе за свои права. Украина может и должна вернуть свое территориальное единство не через сговор олигархических элит, а через борьбу людей труда за достойную жизнь, за свои трудовые и социальные права, за рабочее самоуправление и рабочий контроль на производстве.

Во многом, сложившуюся на Донбассе ситуацию сформировали и даже пытались некоторое время контролировать т.н. «старые элиты», связанные с бывшим президентом Януковичем и Партией Регионов. «Старые элиты» по своему обыкновению раскладывали яйца сразу в несколько корзин.

То есть – чем бы ни закончилась война, а ефремовы и ахметовы выплывут в любом случае. Сплошь и рядом мы видим, что в верхушке «ДНР/ЛНР» у руля оказываются люди, близкие к олигархическим кланам – господин Болотов оказался бывшим личным шофером Ефремова, а господин Ходаковский оказывается уже много лет подряд был «на подкормке» у Ахметова… И эти примеры можно продолжать… Лично у меня очень большие сомнения, в том, что в «ДНР/ЛНР» может произойти реальная смена олигархических элит и соответственно региональных властей… Единственный вариант такой смены или, точнее, рокировки возможен в случае, когда новоприбывшие на Донбасс российские бизнес-элиты могут попытаться начать отжимать бизнес у бывшей «региональной» элиты. И тут уже никакие кулуарные договоренности с Путиным никому не помогут, да и стоить они уже ровным счетом ничего не будут… Мы сейчас видим, что уже и в Крыму приезжие россияне начинают давить местный бизнес, в массе своей поддержавший аннексию Крыма…

Что бы кто не говорил, но экономика Украины крайне заинтересована в успешной работе шахт, которые оказались на территории «ДНР/ЛНР». Все эти прожекты господина Яценюка по поводу покупки южно-африканского угля — это просто клоунада. Тем более, когда в Украине остался единственный морской терминал по разгрузке угля в Мариуполе, а Мариуполь сейчас, как вы знаете, практически заблокирован. Все такие разговоры — это просто не серьёзно. Донецкий уголь, какой бы его реальная себестоимость не была, находится рядом и он вполне доступен. Очевидно, что и трудящиеся как Донбасса, так и всей Украины заинтересованы в скорейшем выходе угольной отрасли из текущего коллапса. Впереди тяжелая и холодная зима, уголь нужен нам всем!

Разумеется, конкурирующий бизнес, стоящий за конфликтующими сторонами, будет договариваться между собой. Он будет договариваться о распределении секторов, сфер влияния, регионального доминирования. Но вопрос реальной стабилизации и прочного мира в Украине, может и должен идти не по линии кулуарных договорённостей между олигархами, а путем низового горизонтального взаимодействия и солидарности трудящихся Донбасса и всей Украины. Именно социальная составляющая, именно социальная борьба людей труда может и должна стать наиболее эффективным фактором мира.

Способна ли нынешняя власть к объединению страны и решению терзающих её противоречий?

Да, мы в Киеве очень тяжело переживаем сложившуюся ситуацию. Увы, но так получилось, что попытки реализации права на самоопределение Донбасса и Крыма были сопряжены с вооруженной агрессией со стороны Российской Федерации. Как юрист, я считаю, совершенно справедливым то, что международное право не признает реализацию права на самоопределение территорий в ситуации внешней агрессии. Я стоял на этой позиции и стоять буду. Но, при этом, я должен сказать следующее – что, не понимая, не принимая и грубо игнорируя ключевые интересы наших граждан, которые сейчас волею судьбы оказались на территориях «ДНР/ЛНР», ни к какому консенсусу прийти невозможно по определению. Любой консенсус основан на том, что обе стороны в чем-то уступают.

К какому такому консенсусу с Донбассом может прийти наша текущая власть, когда основные предвыборные лозунги всех без исключения провластных партий и «блоков» просто напичканы милитаристской риторикой, а списки искусственно напичканы «полевыми командирами». При всем уважении к мужеству и героизму большинства из этих людей скажу, что данный подход лишь усугубляет ситуацию.

Я абсолютно убежден, что когда перед «ДНР/ЛНР» встанет вопрос о том, что на их территории должно что-то производиться и что-то куда-то реализовываться, то они в любом случае будут вынуждены контактировать с украинскими властями. Хотят они того или нет, но им также нужно будет бороться за сохранение рабочих мест, за производство и сбыт продукции. Я думаю, что Украина просто обязана этим воспользоваться.

И тут мы ни в коем случае не должны следовать дикому и пещерному принципу «чем хуже им, тем лучше нам», ведь жители Донбасса – это такие же полноправные граждане Украины, и мы именно так, и никак иначе должны к ним относиться. Да, у них есть собственное видение развития региона, своего культурно-языкового пространства. И мы это все должны понимать и учитывать. Иначе ничего не получится. Хочу при этом отметить, что когда я использую в речи, категорию «мы» или «мы должны», я отнюдь не отождествляю ее с олигархическими элитами, находящимися у власти в Украине. Мне куда ближе отождествление этого «мы» с широким демократическим фронтом украинских трудящихся.

К моему сожалению, новый состав Верховной Рады действительно будет избран в основном на доминирующих ура-патриотических настроениях населения Центра и Запада страны. Тот же электорат Юга и Востока нашей страны дезориентирован и вряд ли найдет до конца октября 2014 года своих собственных политических репрезентантов. Разумеется, они не будут в своей массе голосовать за Оппозиционный Блок, потому что он, во многом, воспринимается в качестве огрызка старой власти, от которой жители Юга и Востока Украины страдали никак не меньше, чем Центральная и Западная Украина.

В общем и целом, я не очень верю, что эти парламентские выборы сплотят Украину. Боюсь, что в целом правильный и справедливый лозунг «Єдина Україна!» еще долгое время будет оставаться у нас в качестве некой фишки, некой ласкающей слух мантры, но никак не в качестве объективной реальности…

А вот в левом и социальном сегменте политического спектра у нас пока пустота, и, к сожалению, я не думаю, что ближайшие год или два она чем-то заполнится. Полностью переродившуюся и сгнившую изнутри КПУ даже идейные коммунисты уже не решатся назвать левой партией, а т.н. «Блок левых сил» оказался на поверку лишь политтехнологическим проектом олигарха Рудковского.

Разумеется, это совершенно ненормальная ситуация, когда Украина галопом рвется в Европу, не имея в своей политической системе даже робкого намека на левый фланг. Разумеется, правящая у нас олигархическая верхушка как огня боится лозунгов Единой и Социальной Европы, ибо тот формат правой и антисоциальной Украины, который мы предлагаем Европе сейчас, является для нее неприемлемым. Со своей стороны, я участвую во множестве профсоюзных и политических инициатив, направленных на сплочение профсоюзного и левого актива Украины, на построение будущего украинского левого европейского и подлинно демократического движения.

Беседу вел А.Маклаков. Читать целиком: http://dialogs.org.ua/ru/dialog/page168-2626.html